5 причин планировать финансы компании минимум на год

Для чего бизнесу нужен финансовый сценарий.

cover-5reasons-61447b9c92115065492541.jpg

Бизнес способен развиваться и без плана, поэтому неопытные собственники считают финансовое планирование пустой тратой времени.

Однако финансисты иного мнения. Вместе с финдиректором на аутсорсе из «Нескучных финансов» Ларисой Баневич разбираемся, почему планирование доходов и расходов наперед — не пустые хлопоты, и как именно это облегчит жизнь.

#1. Навигатор для бизнеса

Руководство бизнесом нередко сравнивают с управлением автомобилем: машину можно вести без навигатора, но с ним удобнее и всегда видно, как далеко вы от цели. В бизнесе эту функцию выполняет финансовый план.

Лариса: «Допустим, собственник наметил за первое полугодие выполнить 60% годового плана. Однако план-фактный анализ показал лишь 43%. Владелец собрал руководство на стратегическую сессию, где обсудили, почему так получилось и что надо предпринять. Во втором полугодии упущенное наверстали и годовой план выполнили.

Это похоже на ситуацию, когда вы едете на встречу и на очередном перекрестке понимаете, что при такой скорости опоздаете. Приходится принимать решение в зависимости от ситуации: прибавить скорость, если дорожные условия позволяют, свернуть на более короткую дорогу или оставить машину на парковке и пересесть на метро».

План-фактный анализ — это метод оценки ситуации в бизнесе, при котором сравниваются два значения показателей: что намечалось по плану и получилось по факту. Когда план не сошелся с фактом, это не всегда трагедия, но повод задуматься. 

Рекомендуем почитать:

img-pareto-60e314505b57b936009158.jpg

Как использовать принцип Парето в жизни и бизнесе

Читать

Лариса: «Еще один пример: собственник задал план по денежному потоку и по итогам месяца увидел проседание. Стал разбираться, в чем дело. Выяснилось — sales-менеджеры без его согласия увеличили рассрочку, чтобы закрыть свой план по продажам. Поскольку собственник вовремя разобрался и вмешался, их хитрость не удалась.

Денежный поток — это разница между деньгами, которые зашли в бизнес и вышли из него. Если зашло больше, чем вышло, денежный поток положительный. Меньше — отрицательный.

Спланировать денежный поток помогает отчет, который называется Бюджет движения денежных средств (БДДС). Этот инструмент также позволяет избежать кассовых разрывов — ситуаций, когда бизнес прибыльный, но денег на текущие расходы ему не хватает». 

#2. Средство мотивации

Чтобы планы выполнялись, а не просто задумывались, нужно расписать ответственного за каждый показатель. Так собственник понимает, кого поощрить, когда план достигнут, и с кого спросить, если этого не произошло.

Лариса: «Показателей может быть миллион. Но нужны не все, а только те, которые помогают управлять компанией и вести ее к росту. В каждом бизнесе они разные, и определить их позволит финансовая модель — таблица, в которой видны связи между цифрами. С ее помощью собственник раскладывает бизнес на составляющие, выделяет показатели роста и фокусируется на них. 

Финансовая модель позволяет увидеть, с изменением каких показателей прибыль увеличивается или уменьшается и кто из сотрудников влияет на эти показатели.

Когда собственник привязывает систему оплаты к выполнению плана, облегчает жизнь не только себе, но и сотрудникам. В этом случае они фокусируются на результате, а не просто просиживают рабочие часы в офисе.

Полезный инструмент — система ежедневных отчетов с визуализацией. Благодаря ей сотрудник видит, что нужно сделать для выполнения плана, и как при этом меняется его зарплата».

#3. Ограничитель расходов

Лариса: «Доходы и расходы планируются наперед с помощью инструмента, который называется Бюджет доходов и расходов. Он позволяет назначить ответственных за поступления из каждого источника и за все статьи расходов. В БДР можно прописать центры финансовой ответственности — подразделения, которые отвечают за определенный набор хозяйственных операций и влияют на показатели этих операций».

Классический пример ограничения затрат — маркетинговый бюджет. Маркетолог не влияет на объем продаж и выручку напрямую. Он только привлекает лиды — заявки потенциальных клиентов, которые переходят к sales-менеджерам. Поэтому нет смысла мотивировать его на объем продаж, выручку или прибыль. 

А вот затраты на привлечение лидов зависят от маркетолога. Предел расходов на маркетинг — красная линия, которую ему пересекать нельзя. Мотивировать его на то, чтобы оставаться в этих рамках, можно и нужно.

#4. Ограничитель личных планов

Планирование финансов бизнеса позволяет соотнести с ними и личные планы.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Лариса: «Распространенная ситуация — собственник решил уехать в отпуск, взял деньги из кассы, но ресурсов бизнеса не учел. Отдохнул, а по возвращении начались кассовые разрывы. 

Когда собственник строит планы соответственно возможностям, он избегает проблем как по бизнесу, так и с близкими, которым не обещает лишнего».

#5. Источник уверенности

Когда плана нет, спасает только оптимизм. Но верить в светлое будущее — одно, а точно знать, насколько светлым оно получится, — совсем другое.

Лариса: «Понимание, к чему бизнес придет через год, — главный результат планирования. 

Высокой точностью считается, когда план сходится с фактом минимум на 80%. Научиться этому реально, хотя не у всех получается с первого раза.

Когда собственник в январе на 80% знает, к чему придет в декабре, он чувствует себя гораздо уверенней, чем когда этого понимания нет».